|
Научный руководитель и индивидуальный план аспиранта
- Как найти научного руководителя для диссертации
- Индивидуальный план аспиранта
- Портфолио аспиранта
- Характеристика аспиранта
Для тех, кто решается поступить в аспирантуру – это значительный шаг по карьерной лестнице и повышение статуса в обществе. Одни желают принести огромный вклад в развитие науки, другим советуют преподаватели высших учебных заведений, считающие, что самый хороший пример – это студент, который добросовестно учился, а теперь планирует получить ученую степень. Но прежде чем отдать примерно 3-4 года усердной подготовке и сложным исследованиям, изысканиям для написания работы с целью получения ученой степени, требуется всё взвесить, и определить, насколько велико желание поступить в аспирантуру.
Как найти научного руководителя для диссертации
Многих волнует такой вопрос, как подобрать руководителя для написания диссертации. Каждый соискатель, который решается получить кандидатскую степень, сталкивается с таким вопросом. Ведь именно наставник, который будет направлять аспиранта, поможет ему в написание качественного исследовательского труда, скорректирует время, чтобы работа была готова в установленные сроки. От выбора наставника будет зависеть и то, насколько успешно пройдёт защита.
Научным руководителем на кафедре обычно назначают человека со степенью доктора наук, профессора. Допускается до 5 соискателей на 1 наставника. Руководителем для аспиранта могут еще назначить кандидата наук, который имеет звание доцента. В этом случае под его руководством может быть до 3 учеников, которые планируют защищать диссертацию. Аспирант может самостоятельно выбирать для себя руководителя, причем еще до того, как начнется обучение.
Обаятельно нужно обращать внимание на следующие моменты:
- компетентность руководителя в рассматриваемой области, которую будет затрагивать диссертация (он должен быть экспертом в данной сфере);
- рекомендуется прочитать работы, автором которых является наставник;
- его авторитетность в научном сообществе;
- оценить опыт будущего руководителя в научных исследованиях;
- узнать об отношениях будущего наставника с сотрудниками на кафедре, с членами диссертационной коллегии. Если между ними будут конфликты, то это может негативно отразиться на самом соискателе и его дальнейшей работе;
- возможность и желание помогать аспиранту во время написания труда;
- нужно поинтересоваться, сколько соискателей успешно прошли защиту под руководством данного наставника, и какое количество получили отказ;
- имеют значение и личные характеристики руководителя, его заинтересованность в продвижении аспиранта.
У руководителя и его аспиранта должны быть общие интересы. В противном случае из-за дискуссий сильно затягивается время, которое требуется для написания работы. Будет долго обсуждаться и утверждаться главы, отдельные статьи и т.д. Руководитель может предложить тему по собственному усмотрению, которая будет больше интересовать его самого, а не соискателя, в таком случае для аспиранта она будет неподходящей. Ему придется потратить время на то, чтобы отстоять свое мнение. В противном случае придется согласиться на тему, которая не интересна для аспиранта. Но нужно помнить, что написание диссертации не всегда является увлекательным процессом и постоянными исследованиями. Как правило, это – долгий, и порой рутинный процесс, который может длиться не один год. И если руководитель не заинтересован или относится к написанию диссертационного труда без должной ответственности, или тема неувлекательная, или непонятная, то и успех защиты будет под сомнением.
Индивидуальный план аспиранта
Для всех аспирантов составляется индивидуальный план. Это своеобразная карта действий, этапы к защите перед советом. В документе требуется отражать все важные моменты обучения и написания научной работы, все необходимые аспекты, касающиеся этого вопроса.
План для соискателя разбит на части по годам. Его утверждает ученый совет. Один или пару раз в год нужно предоставлять отчет по выполненной работе. Если какие-либо пункты плана не выполнены за отчетный период, то кандидата на соискание ученой степени могут даже отчистить. То же самое касается и неудовлетворенной работы.
В упрощенной форме план будет только в начале аспирантуры – это первые пару месяцев. Он утверждается руководителем, и ставится его подпись. Когда краткий вариант составлен и подписан, то необходимо предоставить его развернутую форму. Наставник подписывает план, после чего он утверждается. В отделе аспирантуры можно взять бланки для этого документа, а также посмотреть образцы.
В плане нужно:
- указывать дату экзаменов;
- написать опубликованные статьи и их темы;
- приходилось ли присутствовать на семинарах, конференциях, выступать с докладом;
- определить конкретные сроки, когда будут составлены главы диссертационной работы;
- когда и где аспирант проходил практику – указать предприятие, организацию, компанию, научный центр и пр.
В целом, защищают диссертацию уже после окончания обучения в аспирантуре, но это зависит от эффективности работы самого соискателя и его руководителя.
Портфолио аспиранта
Портфолио является одним из современных инструментов, позволяющих контролировать качество и степень подготовки будущих членов научного сообщества. В этом документе записываются все успехи, которых достиг аспирант в период обучения, а также во время написания диссертации и проведения исследований.
Портфолио должно быть выполнено в электронном формате. Как правило, это презентация. Так можно визуально оценить всю подготовительную работу будущего ученого, наблюдать за его достижениями, а также при необходимости своевременно обнаружить недостатки в самом исследование, или исключить трудности в процессе работы над ним, сделать корректировку плана. Именно поэтому заполнять портфолио нужно в обязательном порядке – это требование, которое относится к нынешним образовательным стандартам.
На официальных сайтах ВУЗов можно скачать образцы и посмотреть, как правильно заполнять портфолио для аспирантов, там же стоит ознакомиться с положением об этом документе. Таким образом, составляя портфолио, аспирант самостоятельно оценивает степень своей подготовки. Это эффективный инструмент для реализации и коррекции плана, целей и задач аспиранта для повышения собственного уровня образования и компетентности в научной и исследовательской областях. Портфолио –это основание для проведения аттестации будущего ученого. Оно помогает привести в порядок работу над исследованием, а также обнаружить слабые места в подготовке. Благодаря этому документу определяется рейтинг соискателя.
Заполнять портфолио требуется в течение всего обучения, это очень удобно делать на сайте ВУЗа. Требуется добавить в портфолио еще и личный план, а также характеристики будущего ученого.
Характеристика аспиранта
Диссовет должен ознакомиться с характеристикой, составленной на соискателя. В обязательном порядке в нее заносятся такие данные, как:
- фамилия, имя и отчество аспиранта;
- его дата рождения;
- год окончания учебного заведения;
- полученная специальность;
- текстовая часть, где должны быть описаны все достижения и деятельность соискателя на ученую степень во время обучения на аспирантуре, предыдущие места учебы и работы, тема диссертации, названия всех выпущенных статей, осуществленные эксперименты;
- заключительная часть, где должны быть описаны качества кандидата на получение ученой степени как будущего ученого, а также психологические и личностные особенности;
- заключительная часть, где указано, куда направляется, и для чего требуется данная характеристика.
Заполнять документ может сам аспирант либо ответственный за него руководитель. На официальных сайтах ВУЗов есть не только образцы, но еще и примеры, которые помогут правильно заполнить этот документ. Характеристику подписывает либо руководитель аспиранта, либо заведующий кафедрой. Документ будут читать перед тем, как начнется защита диссертации на совете. К тому же характеристика на аспиранта еще может понадобиться в том случае, если он планирует участвовать в конкурсе на грант или получить стипендию.