|
Рецензия на магистерскую диссертацию: что нужно знать о подготовке отзыва
- Рецензия: что это?
- Виды рецензирования
- Можно ли гарантировать положительную рецензию на магистерскую работу
- Структура рецензии
- Внешняя и внутренняя рецензия на диссертацию магистра
- Пример магистерской рецензии
Что такое рецензия?
Подготовка соискателя на степень магистра к защите – процесс многоэтапный. К защите магистрант должен предоставить не только готовый текст диссертационной работы, но еще и собрать ряд сопроводительных документов. Так, студенту нужно заранее найти независимого эксперта, который напишет рецензию на его диссертацию.
Рецензия – это критический отзыв специалиста определенной сферы, в котором он дает общую оценку работы магистранта, предложенных им в ней практических решений и выводов. От нее может зависеть весь успех защиты, поэтому она и считается самым важным документом.
Чтобы увеличить свои шансы на получение хорошей оценки, магистрант должен правильно выбрать будущего автора рецензии и соблюсти при этом ряд обязательных условий. Так, во-первых, в качестве рецензента должен выступать специалист, хорошо разбирающийся в теме исследования. Например, если вы защищаете работу по психологии, то не можете выбрать эксперта по мировой экономике.
Во-вторых, выбор рецензента зависит от уровня выпускной квалификационной работы. Для бакалавров требования менее строгие. Для защиты диплома им достаточно предоставить рецензию от любого специалиста с высшим образованием, разбирающегося в теме его работы. Единственное исключение: он не может работать на той же кафедре, что и научный руководитель. А вот магистранту отзыв может написать только кандидат или доктор наук.
Если соискатель на степень магистра сомневается в правильности выбора рецензента, то он может попросить помощи у своего научного руководителя.
Виды рецензирования
В зависимости от места работы рецензенты бывают внешними и внутренними. Например, если эксперт работает на факультете, где учится и будет защищаться магистрант, то это внутреннее рецензирование.
Если же автор рецензии представляет другое учебное заведение или работает в компании, то это уже внешнее рецензирование. Приведем пример. По психологии рецензию может написать любой штатный психолог больничного учреждения, а по маркетингу – сотрудник компании с ученой степенью. Аналогичный принцип распространяется и на другие отрасли науки.
Можно ли гарантировать положительную рецензию на магистерскую работу
Во время защиты комиссия внимательно изучает отзыв, написанный независимым экспертом на работу магистранта. Эта рецензия может оказать решающее значение при выставлении итоговой оценки и, как следствие, сказаться на успешности защиты в целом. Но стоить помнить о том, что немалую роль также играет и отзыв научного руководителя.
Если он высказал ряд замечаний относительно работы, то комиссия может поинтересоваться у магистранта во время защиты, были ли они устранены. В том случае, если замечаний обнаружено не было, и соискатель на степень магистра полностью уверен в диссертационной работе, проделанном исследовании и сделанных выводах, то ему не стоит переживать относительно рецензии эксперта.
Помните! Даже если магистрант не согласен с какими-то замечаниями рецензии, он имеет право отстаивать свою точку зрения, опираясь на результаты проведенного им исследования. Его уверенная позиция во время защиты может повлиять не ее итог.
Часто возникает ситуация, когда у рецензента нет времени самостоятельно писать отзыв и он просит об этом магистранта. Необходимо помнить, что документ должен быть написан в соответствии с определенными правилами и соблюдением правильной структуры.
Структура рецензии
Под структурой понимается ряд ключевых пунктов, которые должны быть отображены в рецензии и идти в логической связке друг с другом. В тексте отзыва автору нужно ответить на вопросы:
- насколько актуальна и важна тема диссертации, и почему;
- что исследовалось, какие цели и задачи ставились перед исследователем, почему были выбраны именно они;
- в какой мере магистрант раскрыл тему работы;
- к каким выводам пришел по итогам выполненного исследования, есть ли среди них интересные положения или практические рекомендации;
- если практические рекомендации присутствуют, то какой будет эффект от их применения в профессиональной деятельности;
- конкретный план воплощения этих рекомендаций на практике;
- имеет ли диссертация какие-то недостатки;
- соответствует ли эта работа общим требованиям оформления магистерских диссертаций;
- какую оценку можно поставить за эту работу.
Как правило, рецензия эксперта – это более развернутый документ, чем отзыв непосредственного руководителя работы. Существенное отличие этих двух сопроводительных документов состоит в том, что рецензия – это оценка работы с точки зрения ее применения на практике в профессиональной деятельности. Поэтому для магистранта наибольший интерес представляют недостатки, на которые указывает эксперт.
К моменту защиты соискатель на степень магистра, во-первых, должен поработать над всеми замечаниями и рекомендациями рецензента. А, во-вторых, решить с какими из них он согласен или нет.
Несогласие магистранта по каким-то пунктам – вполне нормально. Соискатель на степень магистра имеет право оспорить некоторые выводы автора рецензии на защите. В этом случае выпускник должен подготовить убедительную доказательную базу, основанную на аргументах и фактах, чтобы его выступление произвело благоприятное впечатление на членов комиссии.
Что можно посоветовать: не стесняйтесь просить помощи у своего научного руководителя в составлении речи для защиты. Он поможет вам определить, какие именно пункты диссертации нужно осветить во время защиты и на что сделать акцент.
Внешняя и внутренняя рецензия на диссертацию магистра
Подводя итог, еще раз скажем, что положительная рецензия в большой степени влияет на выставление итоговой оценки на защите. Поэтому выбранный вами независимый эксперт должен не просто иметь авторитет среди членов комиссии, но и обладать высоким профессионализмом в своей сфере деятельности. Вдобавок к компетенции, согласно общепринятым правилам, обязательно наличие ученой степени не ниже кандидата наук.
Необходимо помнить, что рецензентом не может быть научный руководитель магистранта. Его роль сводится к курированию работы соискателя на степень магистра и написанию отзыва.
Как правило, для составления отзыва эксперту необязательно знакомиться со всем текстом диссертации. Достаточно прочитать введение, заключение и основные выводы по работе, которые содержатся в автореферате. Поэтому чем тщательнее он будет проработан магистрантом, тем полнее и лучше будет оценка эксперта.
Но даже в том случае, если в работе были отмечены какие-то недостатки, то их все равно можно компенсировать в процессе защиты, используя убедительную аргументацию во время выступления с речью и презентацией перед комиссией.
Пример магистерской рецензии
на магистерскую диссертацию студента кафедры ФН1-КФ
КФ МГТУ им. Н. Э. Баумана
Арсентьева Никиты Константиновича
на тему «Исследование и анализ подсистемы контроля знаний в автоматизированных обучающих системах»,
по направлению 230100.68 — Информатика и вычислительная техника
магистерской программы «Интеллектуальные системы»
Магистерская диссертация выполнена в объеме:
Расчётно-пояснительная записка на 119 страницах формата А4.
Графические работы на 10 листах формата A1.
Создание универсальной унифицированной обучающей системы для средней и высшей школы — задача, стоящая перед современной системой образования. Развитие информационных технологий и появление новых требований к методике преподавания и качеству образования ставит задачу внедрения автоматизированных обучающих систем нового типа. Обучающие системы, внедряемые сегодня, не имеют общего, унифицированного начала и используются только в конкретных предметных областях. В связи с этим система нового типа должна иметь, с одной стороны, универсальную типизированную структуру, а с другой — высокую совместимость с разными предметными областями.
Первая глава диссертации раскрывает исторические аспекты развития таких систем, описывает классификацию, а также приводит анализ недостатков. Основное внимание главы сконцентрировано вокруг нескольких вещей: требования к подобным системам, инструментальные оболочки АОС, тенденции их развития.
Вторая глава приводит основные принципы, на которых строятся автоматизированные обучающие системы. В центре внимания главы находится ряд ключевых вопросов, а именно: логическая структура автоматизированной обучающей системы, контроль знаний, модель обучаемого. Все аспекты рассмотрены тщательно и подробно, приводится анализ параметров проведения контроля знаний и требований к описанию моделей предметной области.
Ключевая тема третей главы — анализ подсистемы контроля знаний, а именно: особенности работы и характеристики таких подсистем. Автор подробно останавливается на вопросе разработки теоретических методов анализа ответа учащегося. Описаны методы, призванные определять правильность выбранных ответов, приводятся типы подобных ответов и анализ различных форм их представления в автоматизированных системах.
Следует особо отметить проведенное автором исследование по снижению вероятности случайного ввода верного ответа — значительный объем главы посвящен работе по моделированию ситуаций, в которых правильный ответ оказывается введенным учащимся случайно. Приводится анализ таких ситуаций, вероятность их возникновения, предлагаются меры, призванные снизить такие вероятности.
Четвертая глава приводит рекомендации по реализации автоматизированных систем обучения. В центре внимания — типовые формы вопросов и ответов, язык описания тестов, меры по ускорению процесса подачи и обработки материалов тестирования.
Одним из главных преимуществ работы является всестороннее и полное изложение теоретических аспектов реализации автоматизированной системы обучения и подсистемы контроля знаний. Особого упоминания заслуживает глубокое изучение мер по снижению вероятности случайного ввода правильного ответа. Достоинство работы в сугубо научном, математическом подходе к обоснованию использования определенных типов вопросов.
Недостатки работы — в поверхностном анализе моделей обучаемого и предметной области.
Магистерская диссертация заслуживает оценки «отлично». В целом следует отметить высокий научно-технический уровень выполнения работы с соблюдением стандартов.
Рецензент магистерской работы: д. т. н., профессор кафедры ФН5-КФ____________ Жданов С.М.